Дорогие родители! Ваша главная задача и обязанность, во-первых, понять самим, а во-вторых, разъяснить своим детям, что никакой волшебник – тренер, самая лучшая форма или клюшка не сделает вашего ребенка игроком, лишь он сам, его природный талант и усердие вкупе со многими другими качествами является основными и определяющими.
Практически все родители, во всем мире изначально приводя детей заниматься хоккеем, как минимум, преследуют одни и те же цели. Общее физическое развитие, приобщение к жизни по расписанию, развитие дисциплины, общение со сверстниками. Но чем больше ребенок начинает заниматься, и если у него что-то начинает получаться, тем выше требования к ребенку со стороны родителей и их ожидания. Из детской забавы простой игры такой спорт для маленьких людей становится полноценной работой раньше положенного срока, к которой они не готовы морально. И случается, что к определенному моменту дети просто перегорают, теряя интерес к хоккею. На остальные прелести детства у них просто не хватает времени. Нагрузка, которая выпадает на плечи детей, невообразима. Посудите сами, вы требуете от детей хорошей успеваемости в школе с выполнением домашнего задания, берете дополнительные занятия у репетиторов по иностранному языку и т. д. Определитесь, что именно вы хотите от своих детей.
Некоторые родители, так или иначе, были связаны с этим видом спорта. Они знают некоторые игры и в будущем могут направлять детей и подсказывать им разные нюансы. Основным мотивом их выбором является семейная преемственность. Другая часть родителей, зная о заоблачных заработках хоккеистов, видят в своих детях обеспеченных звезд, вкладывают в ребят немалые деньги и ожидают непременных результатов соответствующих их расходам. Именно этим папам и мамам тяжелее всего объяснить настоящую перспективу их детей. Талант и работоспособность невозможно купить как защитную форму в магазине. И наконец, группа детей, которыми движет только внутренний интерес. Их желание играть в хоккей является не поддельным. Их родители по разным причинам не принимают участие в выборе своих детей. Такие дети сами должны следить за собой, когда у них тренировка, во сколько надо выйти из дома, что бы на неё успеть, они сами тащат сумку с формой и т.д.
Сможет ли СШОР сделать звезду из Вашего ребёнка???
Обычно люди мыслят стереотипами. Это очень часто мешает правильно анализировать ситуацию, лишает нас возможности взглянуть на вещи свежим взглядом, реально оценить положение вещей, принять верное решение. Давайте обсудим следующий тезис, в правильности которого, по всей видимости, многие не сомневаются.
«Я отведу своего сына в спортивную школу, и из него воспитают хоккейную звезду.» — Мы вынуждены разрушить этот стереотип. Да, в современной системе подготовки хоккейных кадров, обучение в спортивной школе — единственный путь стать профессиональным хоккеистом. Да, спортивные школы имеют своей задачей воспитывать хоккейных звезд или, в крайнем случае, квалифицированных хоккеистов, способных играть на профессиональном уровне. Только не понятно, какое отношение это имеет к ВАШЕМУ ребенку. В СИСТЕМЕ подготовки спортивных резервов, Ваш сын не более чем рабочий материал.
Один из многих. Он брошен в жернова СИСТЕМЫ спортивных школ, и она (система) его перемелет в муку. Только отдельные таланты, или игроки, одаренные от природы способностями и трудолюбием, пробьются в профессиональный спорт. Чем быстрее Вы избавитесь от иллюзии, что кто-то вместо Вас будет кровно заинтересован в максимальной реализации заложенных природой способностей Вашего сына (внука), тем выше будет вероятность, что он сделает успешную спортивную карьеру.
Чем быстрее Вы поймете, что для получения результата ЛИЧНО ВЫ должны приложить (в правильном направлении) много сил, потратить время, деньги, нервы, тем выше надежность достижения поставленной цели. Надежность и вероятность, а не гарантия достижения. Результат труда всегда прямо пропорционален приложенным усилиям. Чисто теоретически, каждый детский тренер (ДТ) хочет, чтобы кто-то из его воспитанников стал «Звездой». Теория часто не совпадает с практикой жизни. Процесс воспитания Игрока и обретение им статуса «Звезда» растянут во времени. Пройдет более десяти лет, прежде чем можно будет с какой-то долей уверенности сказать, что из Игрока получается что-то стоящее. Детскому тренеру практически невозможно заниматься с Игроком все это время:
— ДТ по разным причинам меняет место работы
— Игроки по разным причинам меняют команды
— ДТ по различным причинам меняет игроков в своей команде
При всем уважении к тяжелому труду детского тренера, надо констатировать очевидный факт – он «временщик», т.е. работает с Вашим ребенком временно. Скажите, Вы можете представить себе детского тренера, который откажется от возможности взять в свою команду юношу, выглядящего, на данный момент, в игровом плане значительно лучше, чем игрок, который занимается у него уже несколько лет? Но если можно с легкостью заменить игрока, то разве реально говорить о многолетнем планировании тренировочной работы? Вы думаете, тренер будет держать в команде слабого игрока, только из-за призрачной надежды, что тот через некоторое время догонит сверстников в физическом развитии? В спортивных школах система набор-отчисление, естественный и неизбежный стиль работы. Играть и заниматься должны более сильные и подготовленные спортсмены. Но разве Вам станет легче от этого, в принципе, правильного положения, если посаженный на скамейку запасных (или, не дай бог, отчисленный) игрок Ваш сын? Надо понимать, что детский тренер — заложник командно-соревновательного метода воспитания. Это не его вина, это его беда. И изменить в существующей системе воспитания данное положение вещей невозможно. Нужен абсолютно новый подход к воспитанию юного хоккеиста. Да, талант иногда самостоятельно пробивает дорогу в большом спорте, но история знает огромное количество примеров, когда таланты не смогли раскрыться полностью и не использовали отпущенный природой потенциал только из-за упущенного в детстве времени. А сколько их пропало вообще. А если ребенок не талантлив, а просто способный? Как достичь успеха в жестокой борьбе за место в основном составе команды (сначала юношеской, затем профессиональной)?
Конкурентная борьба сопутствует любому спортсмену с самых первых шагов в спорте. К этому надо относиться как к неизбежному и реальному факту. Теория естественного отбора Дарвина – основа спортивного прогресса. Выживают (добиваются успеха) наиболее сильные спортсмены, одаренные и трудолюбивые. А тренер, в меру своих профессиональных знаний, этим «естественным» отбором руководит. Количество переходит в качество. Это один из законов развития и он действует в хоккее, в системе подготовки игроков в спортивных школах. Не оправдались надежды детского тренера на этого игрока, может быть «выстрелит» другой. Не из этой команды, так с команды другого возраста. Но именно это должно Вас категорически не устраивать. Ведь Вы не директор спортивной школы, в которой занимаются сотни мальчишек, и которому важен конечный результат – получить из этих сотен одну — две «Звезды». Ваш сын единственный и любимый. Он обладает свойственными ему природными качествами (частично унаследованными от Вас), которые надо развить до конкурентоспособного уровня. Вы не должны рисковать, отдав все на откуп детскому тренеру и системе подготовки спортивных резервов. Значит надо приложить максимум усилий, для того чтобы помочь Вашему сыну выиграть конкурентную борьбу. Как это делать, тема отдельного разговора. В командных видах спорта НИКТО кроме Вас не заинтересован в добросовестном, планомерном, последовательном воспитании из Вашего сына спортсмена-«Звезды».
Очередной стереотип гласит.
…Что я могу сделать: в приличную спортивную школу сына не берут, условий для занятий нет, на наше игровое место взяли нового хоккеиста, и мы сидим в запасе, физической мощи ему не хватает, тренер плохой, …… На самом деле, Вы не только можете, но и должны помогать сыну, преодолевать все трудности. Что же делать? Ответ один. Учиться, и становится личным тренером своего ребенка. В том, что это не фантастика, а реально достижимая цель, я и попытаюсь Вас убедить.
1. В «дворовом» хоккее много было тренеров? А ведь из него раньше выходило большинство звезд хоккея прошлых лет. Они часто приходили в организованный хоккей в возрасте 12-15 лет и занимали место в основном составе юношеских команд, вытесняя тех, кто учился хоккею под руководством тренера. Или будущую «звезду» находили в клубных командах. А тренировал их там, по совместительству, слесарь, «дядя Паша». Конечно, сейчас другое время. Но личность тренера это только один из нескольких основополагающих факторов воспитания юного хоккеиста (о главных принципах воспитания игрока, в отдельном материале).
2. Функции личного тренера сына Вы будете выполнять в самом начале его пути (в 5-10 лет), когда несложно освоить знания необходимые для проведения индивидуальных тренировок.
3. То, что Вы станете личным тренером сына, не значит, что уменьшится значение тренера спортивной школы, Вы не подменяете, а дополняете его работу. Вдвоем, если грамотно строит свою работу можно сделать значительно больше.
4. Тренерская работа имеет две основные составляющие. Проведение учебно-тренировочных занятий и организация тренировок. Тренер спортивной школы нацелен на проведение занятий, так как организационные вопросы в основном решает администрация школы. У вас организационная составляющая будет иметь большее значение. Вы должны научиться организовать режим дня и проведение самостоятельных тренировок. И что в этом невозможного?
Ещё раз вернемся к «дворовому» хоккею. Что его отличало от современных занятий в нынешних спортивных школах на этапе начальной подготовки? Количество тренировочного времени и разнообразие физической подготовки. Во дворе играли часами и всю неделю. И не только в хоккей. «Казаки-разбойники», гонки на великах, плавание до «посинения», тарзанка, баскетбол, футбол, «салки». Проходили постоянные соревнования между пацанами – кто больше подтянется, отожмется, присядет, дальше нырнет, продержит мяч в воздухе или больше попадет в «штангу», дольше продержится под водой, быстрее оббежит школу, можете продолжить сами. Летом волейбол ролики и т.п. Перевожу все эти занятия в характеристику тренировочного процесса – развитие физических качеств: ловкости, выносливости, силы разнообразными средствами и при этом самое главное — РАЗНООБРАЗНОСТЬ ЗАНЯТИЙ. А техника хоккея оттачивалась в нескончаемых баталиях. В играх с разными соперниками. С малышней можно было часами оттачивать технику обводки. Со старшими ребятами (если брали в команду) надо было проявлять свою индивидуальность или как минимум сражаться не щадя себя. Это не для того чтобы идеализировать прошлое. Оно безвозвратно ушло, тем более что «естественный» отбор был в те времена более жестким. Все это для правильной оценки Ваших возможностей в помощи сыну. Вы можете и должны организовать дополнительные тренировки, на сленге называемые «подкатки», без которых ваш сын не сможет победить в конкурентной борьбе за свое хоккейное будущее. Увеличить количество тренировочного времени и разнообразить нагрузки вполне посильная для Вас задача. Да, многому надо будет научиться. Да, надо будет потратить много времени и сил. Но если не Вы, то кто поможет вашему сыну? Повторим ещё раз: В командных видах спорта НИКТО кроме Вас не заинтересован в добросовестном, планомерном, длительном и последовательном воспитании из Вашего сына спортсмена-звезды.
И если мы ещё встречаем много детских тренеров, которые трудятся добросовестно (и в меру своего профессионального мастерства), то долговременность, планомерность, последовательность является исключением. Только Вы гарантированно будете (можете быть) рядом с сыном всю его спортивную карьеру. Современный спорт знает много примеров решающего влияния родителей на спортивную карьеру ребенка.
Оставить комментарий